Крайняя мера

С начала года от мер принудительного взыскания, применяемых налоговиками края, поступило около 10 млрд рублей. Работа по взысканию задолженности требует эффективных и слаженных действий со стороны нескольких ведомств: налоговых органов, органов прокуратуры, судебных приставов. От оперативности взаимодействия этих структур зависит полнота поступления взыскиваемых сумм в бюджет.

Взыскание задолженности осуществляется поэтапно: первоначально за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банках. Одновременно приостанавливаются операции по счетам. При отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган осуществляет взыскание за счет имущества налогоплательщика путем принятия и направления судебному приставу-исполнителю соответствующего постановления. Обеспечительной мерой в данном случае является арест имущества должника с санкции прокурора в соответствии со ст. 77 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Стоит отметить, что такая крайняя мера, как арест имущества, применяется при наличии оснований полагать, что указанное лицо предпримет попытки скрыться либо скрыть свое имущество. Чтобы эффективно применить весь комплекс мер, предусмотренных законом в отношении неплательщиков, необходимо оперативное взаимодействие налоговых органов с прокуратурой, санкционирующей арест имущества должника. Важно не допустить сокрытия имущества и взыскать ущерб, нанесенный бюджету. За 11 месяцев 2013 года территориальными налоговыми органами с санкции прокуроров вынесено 148 постановлений о наложении арестов на имущество должников на сумму более 170 млн руб. Аресту были подвергнуты транспортные средства налогоплательщиков, административно-производственные здания, зерновые склады, цеха средств механизации, автогаражи. Наиболее эффективной мерой является наложение арестов на зерновые культуры в период уборки урожая. Как правило, после этого налогоплательщик изыскивает средства для погашения долгов. Например, одна из организаций Красногвардейского района оплатила более 200 тысяч рублей задолженности после наложения ареста на 40 тонн пшеницы. В целом, за этот год 14% налогоплательщиков оплатили задолженность сразу после санкционирования арестов прокурорами, не дожидаясь составления протоколов, а более 30% оплатили задолженность, прежде чем  протоколы арестов были направлены судебным приставам-исполнителям. Еще один показательный пример: после того как ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя наложила арест на транспортные средства двух организаций, еще до направления протокола судебным приставам-исполнителям было оплачено 3,3 млн рублей.

Меры взыскания задолженности дают целостный экономический результат, с одной стороны, пополняя бюджет, а с другой – избавляя рынок от неконкурентноспособных предприятий. Несомненный положительный экономический эффект достигается за счет взаимодействия органов прокуратуры с налоговиками.  Производится либо оплата задолженности, либо оценка и последующая реализация имущества. Так, одно из крупных невинномысских предприятий оплатило более 2 млн рублей задолженности, стоило только Межрайонной ИФНС России № 8 по Ставропольскому краю арестовать его административно-производственное здание. Об эффективности работы налоговиков и органов прокуратуры  говорит и общая цифра оплаченной задолженности: в 2013 году около 100 млн рублей оплачено после наложения арестов.

Необходимо отметить, что среди налоговых органов СКФО Ставропольский край занимает лидирующую позицию как по результатам погашения задолженности после произведенного ареста имущества, так и по количеству арестов. Если сравнивать с прошлым годом, эффективность всех мер принудительного взыскания задолженности по организациям и индивидуальным предпринимателям возросла на 16 процентов по сравнению с показателем прошлого года и составила 65 процентов.

 

Заместитель начальника инспекции,

советник государственной гражданской

службы Российской Федерации 2 класса                                                       Н.Н.Тарковская