Риелторы хотят закон


Рынок недвижимости нуждается в дополнительном регулировании

Риелторы разработали проект закона "О риелторской деятельности", который уже в этом году поступит в Госдуму. По мнению многих экспертов, принятие этого закона существенно оздоровит рынок недвижимости. О том, зачем нужен законопроект, что он из себя представляет и каковы шансы его принятия парламентариями, наш корреспондент беседовал с президентом Российской гильдии риелторов Григорием Полтораком.


"Российская Бизнес-газета" №773 (40) от 26 октября 2010 г.

Андрей Евпланов


Гадать, порядочен ли риелтор, не придется: если он числится в реестре, риск минимален. Фото: Злаказова Лилия
Риелторы разработали проект закона "О риелторской деятельности", который уже в этом году поступит в Госдуму. По мнению многих экспертов, принятие этого закона существенно оздоровит рынок недвижимости. О том, зачем нужен законопроект, что он из себя представляет и каковы шансы его принятия парламентариями, наш корреспондент беседовал с президентом Российской гильдии риелторов Григорием Полтораком.

- Сколько лет риелторы работали, не имея закона о своей деятельности, при этом рынок рос и развивался, почему вдруг сейчас возникла необходимость в нем?

- Не сейчас. О том, что риелторская деятельность должна регулироваться специальным законом, мы говорили давно. В 1999 - 2001 годах в Госдуме был такой законопроект, но после первого чтения он канул в Лету по причине того, что был изменен до неузнаваемости.

Но закон, безусловно, нужен, хотя нельзя сказать, что риелторская деятельность никак не регулируется. В свое время она, например, регулировалась с помощью лицензирования. После отмены лицензирования в 2002 году была зарегистрирована система сертификации и аттестации специалистов. Ее инициатором выступила наша гильдия, потому что мы понимали, что деятельность наша непростая, с высокой степенью социальной ответственности. Мы имеем дело с дорогим имуществом, и по большей части этим имуществом владеют не какие-то сверхсостоятельные люди, а обычные граждане, для которых, может быть, их недвижимость - единственное богатство, которым они обладают, поэтому мы всегда понимали, что наша деятельность должна быть в той или иной степени регулируемой и подконтрольной. Сейчас у нас действует система добровольной сертификации участников рынка, но в то же время мы постоянно наблюдаем случаи недобросовестного поведения участников рынка, которые действуют противозаконно, в результате чего люди нередко лишаются своей недвижимости. Особенно это касается социально незащищенных граждан.

Сложилась ситуация, когда ответственные участники рынка приняли на себя обязательства добровольной сертификации, которая строго регулирует поведение на рынке. При этом недобросовестные участники пользуются отсутствием всякого регулирования и порочат доброе имя тех, кто ведет себя порядочно. Для того чтобы этого не было, и нужен закон.

- Законопроект предусматривает создание СРО, что это дает риелторскому сообществу?

- Уже почти четыре года действует Закон "О саморегулируемых организациях". Опыт этих лет показал, что, к сожалению, закон сам по себе не очень хорошо работает. Там, где действительно какие-то результаты есть, его дополняют специальные законы, как, например, у оценщиков есть Закон "Об оценочной деятельности в РФ", у строителей есть Градостроительный кодекс, который регулирует взаимоотношения СРО. Самый большой недостаток общего Закона "О саморегулируемых организациях" состоит в том, что он предполагает, что каждая СРО может устанавливать собственные стандарты деятельности. С одной стороны, мы понимаем, что регулировать можно только на местах, то есть СРО должны быть уровня муниципального или регионального, что для того, чтобы реально осуществить контроль, нельзя из Москвы контролировать всю Россию. Контроль - это прежде всего работа с жалобами граждан, с какими-то проявлениями недобросовестности, и это может осуществляться только на местах. Но, с другой стороны, наличие многообразия подходов к качеству оказываемых услуг недопустимо. Оно должно быть единым по всей Российской Федерации, поскольку у нас единое законодательное поле. Поэтому мы считаем, что в качестве дополнения к закону о СРО нужен все-таки закон, который будет учитывать специфику нашей деятельности.

Основная идея, которую мы закладываем в законопроект, - услугу оказывает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, и стандарты будут касаться как раз их деятельности, а требования по квалификации будут применяться к специалистам, которые работают в компаниях, или к индивидуальным предпринимателям.

- Критики законопроекта говорят, что после принятия закона с рынка могут уйти частные маклеры и это существенно повысит стоимость риелторских услуг для населения.

- Это абсолютно не так. Что мешает сегодня маклеру стать индивидуальным предпринимателем? Сейчас таких на рынке немало, и многие из них сертифицировали свои услуги добровольно. И после принятия закона они тоже смогут работать. Закон ни в коей мере не окажет влияния на стоимость услуг. Причем в отличие от СРО в строительстве или в каких-то других областях мы не считаем, что нужно создавать какие-то огромные страховые компенсационные фонды, которые могут действительно убить мелкий бизнес. Ответственность риелтора лежит в рамках размера вознаграждения за его услугу, для этого вполне достаточно страховать профессиональную ответственность на небольшую сумму. Сегодня в рамках системы добровольной сертификации, которую прошли более 500 участников рынка, страхование профессиональной ответственности специалиста перед клиентом составляет от 5 до 10 тысяч в год, то есть цифры вполне разумные и это никак не сказывается на стоимости услуг.

- А недобросовестных риелторов закон уберет с рынка?

- Сейчас, если натворил что-то - фирму ликвидировал и концы в воду, продолжаешь работать. Если закон будет принят, то такая деятельность будет считаться незаконным предпринимательством, что подразумевает уже уголовное преследование. Запретить мошеннику нарушать закон мы не можем. Если люди совершают преступление, это уже компетенция соответствующих органов, которые должны их отлавливать и наказывать. Я не думаю, что с принятием этого закона мошенничества на рынке недвижимости не будет. Но затруднить деятельность недобросовестных участников рынка закон может, потому что потребитель услуг будет прежде всего смотреть реестр. Ведь закон подразумевает существование реестра компаний, которые будут сертифицированы, а также и реестра аттестованных специалистов, которые будут публичными. Можно будет найти своего специалиста в Интернете и посмотреть, является ли его компания легальной и является ли специалист, который предлагает свои услуги, сотрудником компании и действительно квалифицированным специалистом, то есть имеющим необходимое образование и опыт работы в риелторском бизнесе. Так вот эта публичность, безусловно, должна заметно снизить уровень криминала на рынке.

- У вас есть негативный опыт прохождения законопроекта, как вы думаете, не повторится ли такое сейчас?

- С тех пор много чего изменилось и есть уже парламентарии, которые хорошо разбираются в вопросах недвижимости и в риелторской деятельности. Мы будем через них отстаивать свой законопроект. Мы с ними много лет сотрудничаем по всем вопросам, которые связаны с недвижимостью. Наши специалисты входят в экспертные советы при Госдуме, и, конечно, мы будем использовать весь этот потенциал.

Информация взята с сайта газеты "Российская газета": http://www.rg.ru