Новый порядок оформления недвижимости. Как бы не обернулся беспорядком...

10.01.2013

С 1 января в России случился новый порядок оформления документов на недвижимость. Введен порядок кадастрового оформления. Некоторые эксперты опасаются последствий в виде резкого сокращения предложения и соответствующего взлета цен. Это вряд ли (см. статью руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Олега Репченко «Недвижимость Москвы, Подмосковья и России после 2012 года: конца света не будет, но и «эпохи Возрождения» тоже»). Хотя сам процесс оформления любой сделки, вероятно, подорожает.

Неразбериха в государственных органах власти на первых порах в связи с введением новых процедур, конечно, будет, хотя, скорее, недолгой. (Подробнее см. завтра интервью в программе «Утро России» на канале «Россия-1» заместителя руководителя www.irn.ru Сергея Жаркова.)

Опыт работы Москомрегистрации и Мосрегистрации, позволивших при наличии политической воли со стороны власти в 1990-х почти мгновенно открыть в аналогичной ситуации огромное число отделений с 24-часовым графиком работы и мигом избавиться от разрастания коррупции (по принципу «взятка взамен очереди»), показывает: будет желание власть имущих – все можно сделать, отмечает Сергей Жарков.

Тем более что главные последствия вступившего в силу закона в первую очередь касаются не уже существующих объектов недвижимости, а определения вновь выделяемых земельных участков. Вроде пока что налогоплательщикам – владельцам квартир – можно спать спокойно: пока еще их многоквартирные дома обмерят, пока занесут в кадастровый реестр… Это правда.

Настораживает другое. Ни одно государственное агентство – регистраторы, кадастровики, как бы их ни называли - не способно работать без взаимодействия с другими органами власти. Например, налоговиками. А при любой сделке с недвижимостью теперь налоговики могут потребовать не только обычные справки из БТИ и ЕГРП (и т.д.), но и выписку из кадастрового реестра (которой взять еще неоткуда).

Нормальная схема: некоторое время, в переходный период, до получения рабочих инструкций из вышестоящих органов действует старая система. Обычно это работает. Но сработает ли на этот раз? Временные рамки, в течение которых контролирующие органы готовы закрывать глаза на недостатки, – не резиновые. И нагрузка у всех увеличивается не только по земельным участкам и квартирам, отмечают в www.irn.ru.

Пиво с 1 января в ларьках продавать нельзя на территории всей страны. Поскольку кроме сигарет и пива в ларьках ничем действительно прибыльным торговать невозможно, Россия получит в ближайшее время 170 000 или более безработных и разорившихся предпринимателей (данные Первого канала телевидения), когда-то поверивших в малое предпринимательство. Профессионально-трудовые навыки (если были) они давно утратили, источник дохода теперь обрублен. А уж как с ними сейчас при закрытии фирм налоговики обойдутся – страшно представить, говорит эксперт.

Не только в ГРУ или криминальных структурах: вход рубль, а выход – два. Даже в самом малом бизнесе так. Многие давно исправно просто сдают в налоговые «нулевые балансы». Мол, фирма есть – но движений денег по банковским счетам нет. Вот и налогов нет. И фирма действительно не работает, а ее владелец давно трудится таксистом или наемным бухгалтером. Подача «нулевых балансов» требует от владельца приложений сил раз в квартал (заполнение деклараций, посещения инспекции), но это все равно проще, чем вообще закрыть фирму, открытую когда-то на волне разрешенного предпринимательства. Можно обратиться к специалистам – объявлениями об услугах «закрытия фирм» пестрят газеты. Только почему-то страшно. Почему? Нет гарантий, что в этом долгом и трудоемком процессе на тебя не повесят долги каких-то однодневок, например, связанных с «Оборонэкспортом». Ходи потом до конца дней, объясняй, что ты не верблюд. Если не посадят.

Теперь подумаем. Сколько таких «нулевых балансов» сдается – налоговики такой статистики не ведут (по крайней мере, официально). Теперь добавляется еще 170 000 предпринимателей. На проверку их отчетности сколько трудовых и временных ресурсов понадобится? А потом удивляемся очередям, раздутости аппарата госуправления и той же налоговой службы. А ее сотрудники воют от перенагрузки тоже совершенно справедливо. Рядовые работники еще и за копеечную зарплату трудятся.

Одновременно на налоговиков сколько свалится дел? Пересчет налогов по кадастровой стоимости с объектов недвижимости, закрывающиеся киоски, выдача лицензий на сдачу квартир в аренду (тоже с 2013 г.) – мало? Похоже, хватает. Так что первая половина 2013 г., скорее всего, опять пройдет под знаком очередей к заветным окошкам госучреждений и толсто набитых конвертов, экономящих время. А сколько в этой неразберихе случится казусов с правами на дома и квартиры, неправильно переоформленными, – можно только догадываться.

Так что не цены на недвижимость могут подпрыгнуть. А всего лишь стоимость переоформления. Это немного на фоне стоимости даже одного квадратного метра в Москве, но все равно «кусается». А простор действий для возможных жуликов страшно даже представить. Но об этом судить специалистам, заключает Сергей Жарков.

Фото: notretemps.com

Источник: IRN.RU