Развод: как делить квартиру?

03.05.2012

Разводы – тема невеселая, но в жизни присутствующая. Согласно различным статистическим данным, распадается то ли почти половина всех заключенных браков, то ли даже более половины. А когда люди расходятся – неизбежно появляются вопросы с дележом имущества, в том числе и недвижимого. Статью о проблемах, появляющихся во время и после расторжения брака, мы решили построить в уже ставшем традиционным для нас жанре – «Историй»

«Журнал о недвижимости MetrInfo.Ru» взял реальные ситуации, встречающиеся в жизни, и попросил прокомментировать их экспертов рынка.

Как алиментщикам меняться?



Все хорошо знают, что обмены на нашем рынке практически умерли – их заменили альтернативы, при которых квартиры продаются и покупаются. Однако если в распавшемся браке были дети, то родитель, который не проживает с ними (чаще всего это мужчина), обязан платить 25% своего заработка (а иногда и 33%, и 50%) в виде алиментов. До самого недавнего времени средства от продажи квартиры при начислении алиментов не учитывались. Но вот недавно Конституционный суд принял примечательное решение (подробности можно посмотреть здесь: «Разведенных родителей выталкивают с рынка жилья»), которое наверняка огорчит эту категорию. Можно даже сказать, что обмены жилья для них станут практически невозможными, потому что дополнительный «налог» в 25% (минимум!) лишит процедуру всякого смысла…

Первый вопрос – станет ли решение КС прецедентным, т.е. начнут ли все суды в России в аналогичных ситуациях принимать такие же решения?

Ответы уважаемых экспертов «порадовали» разнообразием.

Наталья Киселева, юрист офиса «Академическое» компании «ИНКОМ-Недвижимость», убеждена, что бояться меняющимся нечего. «Уплата алиментов регулируется Семейным кодексом и постановлением Правительства РФ 1996 года, изменений в порядке в последнее время не происходило, - говорит эксперт. – При продаже квартиры алименты начисляются только в случае, если данный вид сделки является коммерческой деятельностью – это четко разъяснено в том самом определении Конституционного суда. Т.е. если родитель продает разово квартиру для того, чтобы переехать по новому месту жительства, это не коммерческая деятельность, это решение жилищного вопроса, и уплачивать алименты с продажной стоимости не нужно. Если же гражданин зарабатывает себе на жизнь, продавая и покупая квартиры – это коммерческая деятельность, и тогда с дохода необходимо уплачивать алименты».

Однако подобный оптимизм разделяют далеко не все. Например, Олег Сухов, адвокат «Юридического центра адвоката Олега Сухова», считает, что «прецедентом указанное постановление Конституционного суда для судебных споров обязательно будет». Правда, продолжает Олег Сухов, «необходимо понимать, что имеется множество способов уйти от оплаты алиментных обязательств, связанных с получением прибыли при отчуждении имущества одного из родителей». К тому, как именно можно «уйти от оплаты», мы еще вернемся – а пока отметим, что раз сама эта тема поднимается, значит, и необходимость «уходить» признается…

Также убежден, что алиментщикам небо покажется с овчинку, и Константин Шибецкий, директор ипотечного отделения ГК «МИЦ». «Данное решение станет руководством к действию для гражданских судов при рассмотрении подобных дел, - считает он. – Распространится ли подобное решение на людей, меняющих жилье, – вопрос: ведь рассмотренный случай касался именно продажи жилья, а не продажи и последующей покупки, когда вырученные средства идут на приобретение жилья. Однако, исходя из судебной практики, можно допустить, что и в этом случае решение гражданского суда может быть в пользу человека, подавшего на алименты».

Теперь поговорим об аспектах более практических. Были высказаны рекомендации из серии «не волнуйтесь». «Чтобы обратить взыскание на сумму, полученную от продажи недвижимости, нужно, чтобы сошлись сразу несколько обстоятельств: родитель, в чью пользу производятся выплаты, должен точно знать о факте продажи, а также место и время сделки, а также привлечь пристава-исполнителя, чтобы он исполнил решение суда, - успокаивает Юрий Михеев, руководитель правового департамента НП «Корпорация риэлторов «Мегаполис-Сервис». – Не всегда возможно установить и действительную сумму сделки. Если сумма перечисляется безналичным путем на счет продавца, то выяснить реквизиты расчетного счета практически невозможно. Кроме того, нужно иметь в виду, что в случае, когда «алиментщик» одну квартиру продает и сразу же приобретает другую, то как таковых денежных средств у него на руках не остается».

На взгляд автора, утешения не очень убедительные. Если человек переехал – у него поменяется телефон. Кроме того, сведения о принадлежащем любому гражданину недвижимом имуществе можно без проблем выяснить: Росреестр выдает подобные данные каждому, для этого нужно лишь заплатить 100 руб. и предъявить собственный паспорт. Не очень понятно, зачем добивающейся денег бывшей жене знать точное место и время сделки. Она может обратиться в суд и постфактум. И если судом будет принято соответствующее решение, приставы займутся его исполнением – например, опишут новую квартиру бывшего мужа или что-то из его иного имущества.

Римма Балясникова, директор отдела информации компании ЕГСН, обращает внимание на то, что решение КС ударит по тем, кто платит алименты по решению суда. «Если же при разводе родители подписали добровольное решение об алиментах, автоматически процент от продажи недвижимости в пользу детей не отчуждается». Это, несомненно, так – только ведь бывшая жена может потребовать алименты через суд в любой момент. Т.е. люди как-то договорились, бывший муж платит, всех все устраивает. Но вдруг приходит известие, что «бывший» продал квартиру. Ясно, что от искуса получить несколько дополнительных миллионов многие не устоят – так что «добровольное решение об алиментах» тут не может считаться защитой.

Что же алиментщикам делать? Выходы, предлагаемые экспертами, особо новыми не назовешь – «прятать» деньги. Маскировать сделки под дарение, занижать суммы в договоре, оформлять недвижимость на подставных лиц. В принципе, все то же самое, что делают собственники, владевшие продаваемой квартирой менее трех лет для избежания налогообложения. Но все эти схемы полукриминальны, чреваты признанием сделки притворной и поэтому отталкивают покупателя…

Ипотека и развод



Ипотека – дело долгое, счет времени здесь идет на годы, а иногда и на десятилетия. За такой период многое может случиться – в том числе и развод. Как выходить из положения, если на момент расторжения брака ко всем прочим «отягчающим обстоятельствам» имеется еще и непогашенный ипотечный кредит?

Первый момент, на который обратили внимание наши консультанты – развод никак не влияет на обязательства заемщиков перед банком. Сходитесь, расходитесь – это ваше дело, но платежи должны поступать исправно! «Развод не влечет за собой изменений в исполнении обязанностей по возврату ипотеки, - подчеркивает эту мысль Кристина Хмель, руководитель департамента ипотеки компании «МИЭЛЬ-Новостройки». – Разведенные супруги должны будут исправно погашать кредит. Бывшие супруги как были, так и остаются созаемщиками и несут солидарную ответственность по кредиту».

«Если кредитный договор был заключен в период брака, то оба супруга несут обязательства по нему при условии, что у них не заключен брачный договор», - солидарна с коллегой Евгения Таубкина, генеральный директор Независимого бюро ипотечного кредитования (НБИК).

А вот с тем, кому и на каких условиях квартира впоследствии достанется, возможны, что называется, варианты. «Первый вариант - квартира остается в совместной собственности, выплаты осуществляются совместно», - подсказывает Сергей Арзянцев, директор департамента ипотечного кредитования «НОМОС-БАНКА». Бывшие супруги продолжают вносить платежи банку до полного погашения кредита, а потом квартиру (ставшую уже к тому моменту «настоящей» собственностью, без всяких обременений) так или иначе поделить. Этот вариант очень нравится банкам, но вряд ли устроит экс-супругов: обычно после развода никаких дел с «бывшими» иметь не хочется.

Другой вариант – квартиру продать, а деньги (после выплаты той части, которую банк возьмет себе в счет погашения кредита) поделить. Тут сложности сугубо организационные: продажа из-под залога законом разрешена, но требует, естественно, согласия залогодателя (т.е. банка). А у банков в этом смысле разный «характер»: одни дают согласие без проблем, другие могут начать капризничать. Например, потребовать, чтобы сделка происходила только у них, деньги закладывались в ячейку только в их депозитарии. Хорошо, если покупатель найдется со свободными деньгами… А если он будет тоже ипотечный, то другой банк (тот, который выдал кредит) начнет настаивать на том, чтобы сделка проходила в его территории. В общем, продажа из-под залога – это не то чтобы совсем невозможно, но более хлопотно…

Есть третий вариант: один из созаемщиков от своей доли отказывается (вероятно, получив от противоположной стороны какие-то отступные, которые тоже являются предметом переговоров), а другой принимает на себя весь кредит полностью. В этом случае, напоминает Николай Алтунин, начальник отдела ипотечного кредитования Промсвязьбанка, «банк будет проводить финансовый андеррайтинг будущего заемщика для того, чтобы определить, сможет ли он обеспечить ипотечные обязательства». Андеррайтинг – это автор уже от себя – может закончиться и отказом: банк посчитает, что те платежи по кредиту, которые были по силам мужу и жене вместе (с зарплат их обоих), одному человеку не одолеть…

Может сложиться и такая ситуация: один из бывших супругов от выплат по кредиту самоустраняется, а другой выполняет обязательства. Банк такая ситуация, естественно, устраивает – он же получает свое. После окончания выплат квартира становится… совместной собственностью. Но, говорит Айрат Резванов, начальник отдела юридического сопровождения розничного бизнеса и расчетных операций «ОТП Банка», для того из супругов, который фактически исполнял обязательства, не все плохо: он имеет право регрессного требования ко второму созаемщику в соответствующей части. Выражаясь более понятно, нужно сохранить все банковские квитанции о платежах, а потом потребовать через суд от противоположной стороны либо компенсировать половину этих трат, либо пропорционально уменьшить долю собственности в квартире.

И, обратили внимание наши консультанты, практически не играет роли, кто именно из супругов получал ипотечный кредит. Как и все имущество, приобретенное в браке, квартира является совместной собственностью. Исключение составляют только случаи, когда супруги загодя заключили брачный контракт.

Брачный договор



В завершение первой части статьи вкратце расскажем об этом документе. Брачный договор может быть заключен в любой момент: как при регистрации брака, так и после.

Согласно российским законам, брачный договор может касаться только имущественных отношений. «Частые заблуждения относительно брачного договора вызваны американскими фильмами, - обращает внимание Юрий Михеев («Мегаполис-Сервис»). – В США в брачном договоре может быть прописано все что угодно: бытовые и личные вопросы, вплоть до интимных отношений».

Касательно недвижимости же могут быть зафиксированы любые условия. «Обычно бывает так, - рассказывает Ирина Дагаева, юрисконсульт компании «Релайт-Недвижимость», – либо именуют конкретное имущество, которое передается каждому из супругов, либо употребляют универсальную фразу: «имущество является единоличной собственностью того из супругов, на чье имя оно приобретено». Либо и то, и другое. Брачный договор этим и удобен – позволяет установить режим имущества, не только существующего у супругов, но и того, которое еще только будет приобретено в будущем».

Еще важной деталью брачного договора является его обязательное нотариальное удостоверение. Без него документ недействителен.

…Но важнее всего, конечно, не пункты закона, а реальная жизнь. Возможно ли, чтобы даже при наличии брачного договора одна из сторон начала требовать себе долю чужого имущества? Совершенно не исключено: как отмечает Андрей Владыкин, руководитель департамента ипотеки и кредитов компании «НДВ-Недвижимость», в п. 2 ст. 44 Семейного кодекса РФ указано, что суд может признать брачный договор недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение. На то же обстоятельство обращает внимание и Ирина Дагаева («Релайт-Недвижимость»). «Самым распространенным (а также самым простым и легко доказуемым) основанием признания брачного договора недействительным было и остается «неравенство» имущественных прав супругов, закрепленных договором, - говорит она. – То есть соглашение должно все-таки быть более-менее справедливым, а не «мне – виллу в Ницце, супруге – избушку в Гадюкино».

«В моей практике был прецедент, когда женщина отписала по контракту все свое имущество супругу, суд признал данный договор действительным, - добавляет адвокат Олег Сухов. – Однако необходимо понимать, что рассматриваемые вопросы носят субъективный характер и во многом зависят от личности судьи, поэтому не исключены и противоположные прецеденты».

…Одним словом, брачный договор – это действительно возможность защитить свои имущественные интересы. Но не 100-процентная: в суде может быть оспорено все что угодно.

Необходимое дополнение: какие могут быть еще ситуации при разводе «ипотечной» пары

Комментарий Ирины Кажикиной, руководителя ипотечной службы «РЕЛАЙТ-Недвижимость»

Получение кредита никак не влияет на законный режим имущества супругов; не влияет кредит и на раздел общего имущества супругов. Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, если брачным договором не установлено иное. Т.е. не важно, на чье имя брался кредит, если не был заключен брачный договор – это совместная собственность супругов.

Теперь давайте разберемся, какие могут быть ситуации:

1. Муж и жена являются созаемщиками по ипотечному кредиту, и квартира оформлена в общую совместную собственность.

2. Муж и жена являются созаемщиками по ипотечному кредиту, а квартира оформлена в собственность одного из супругов.

3. Заемщиком является один из супругов, второй супруг поручитель, а квартира оформлена в собственность одного из супругов.

4. Заемщиком является один из супругов, второй супруг поручитель, и квартира оформлена в общую совместную собственность.

5. Заемщиком является один из супругов, заключен брачный контракт. Квартира оформлена в собственность супруга, который является заемщиком.

Если бывшие супруги остались в хороших отношениях или они наняли специалистов для представления своих интересов, в том числе и друг перед другом, то все можно решить во внесудебном порядке.

В случаях 1, 2 квартира может быть продана, кредит погашен, оставшиеся средства поделены между супругами. Если же один из супругов хочет оставить квартиру за собой и его платежеспособность позволяет это сделать, то другому супругу выплачивается часть денежных средств, и этот супруг выводится из созаемщиков. В 3-м, 4-м случае та же схема, что и в 1, 2, лишь с той разницей, что если квартира переоформляется на одного из супругов, другой супруг выводится из поручителей.

Если в отношении кредитной квартиры был заключен брачный договор, то квартира остается за тем из супругов, кому она принадлежит на основании брачного договора.

В том случае если супруги не могут договориться, то тогда им придется обращаться в суд.

Фото: prokazan.ru

Владимир Абгафоров

Источник: Metrinfo.Ru