Дайджест новостей рынка недвижимости

21.03.2011

Думайте! Или как мы выбираем агентство недвижимости

Куда бы мы ни шли, репутация наша - неважно, хорошая ли, дурная - нас обязательно опередит. /Ф. Честерфилд/

Лучше думать перед тем, как действовать, чем после. /Демокрит/

 

Итак, вы решили изменить свои жилищные условия и купить/продать квартиру. То есть, по сути, собираетесь произвести манипуляции (купить, продать) с товаром (недвижимость). Не простые, на уровне «отдал деньги – получил товар», а продленные во времени (сколько будет идти поиск и вестись сделка).

Поскольку такое событие у большинства из нас случается раз в жизни, и, как правило, происходит с помощью посредника, то выбор последнего – дело ответственное. И, для начала, необходимо получить об этом посреднике максимальное количество информации. Как это сделать?

 

Раньше было иначе

В советское время, чтобы узнать что-то о качестве товара или личности поставщика услуг, существовал единственный способ – сарафанное радио. Никому в голову не приходило верить рекламе – она в то, совсем недавнее, время была строго регламентирована государством, которому многие не доверяли.

По сарафанному радио узнавалось все – с кем можно договориться, где что продают, и как стрижет Нюся из соседней парикмахерской. Впрочем, в то время искусственно созданного дефицита, слово «продают» звучало немного по-другому. Фраза «в магазине выкинули обои (сантехнику, португальский кофе и т.д.)» действовала на простых граждан, как звук рога на боевого коня – они все время что-то «доставали» (а вовсе не «покупали»). Страна днем и иногда ночью (или ранним утром, и номерки на руке были - как знак надежды) играла в многоступенчатый квест. Люди бегали и что-то все время доставали, о чём-то тайно договаривалась, ехали куда-то на склады искать таинственного Васю, который мог отвесить из-под полы кило балыка.

В современный период ситуация в части рекламы, по крайней мере, стала чуть лучше – к сарафанному радио, не сдающему своих позиций, добавился интернет.

 

Интернет – зона свободного доступа к информации

Сейчас квестов тоже предостаточно – например, «найди продукт без ГМО, получи нужную бумажку без отфутболивания по инстанциям, заплати налоги и не получи прибыль со знаком «минус», купи не подделку» – но реклама, по крайней мере, в каких-то своих частях, отражает действительность. Потому что информация, благодаря интернету, стала доступной.

Например, если агентство недвижимости пишет «мы – старейшая в городе фирма», то можно это, при желании, проверить (например, запросив по электронной почте копии нужных документов), поэтому – можно и поверить. Но если агентство говорит «у нас хорошая репутация», то тут без отзывов людей, уже имевших с ним дело, не обойтись. Как говорится в народе – «доверяй, но проверяй».

Строго говоря, то, что говорится про это агентство среди людей – и есть его репутация. И роль такого сарафанного радио в интернете сегодня выполняют форумы: найти тот самый «человеческий фактор», помимо «знакомые сказали», можно именно там. Однако получить именно нужную вам информацию – это тоже своего рода квест. Потому что, если вы наберете в поисковике «агентство недвижимости такое-то», то со стопроцентной вероятностью попадете в первых строчках на сайт самого агентства, возможно – официальный форум и, безусловно, на ссылки на это агентство в желтых страницах и прочих справочниках. То есть – на официальную рекламу и официальную информацию. Что же, для начала она пригодится. Изучите ее: посмотрите на сам сайт, на услуги, которое предоставляет агентство, на его реквизиты, на то, как оно себя позиционирует на рынке, на персонал и наличие обратной связи с клиентами, посмотрите, где у них офис, наконец.

Предположим – посмотрели, сделали выводы, пока все устраивает. А теперь наберите в поисковике «агентство недвижимости такое-то форум отзывы». И вот тут вам открывается полный простор для получения «горячей» и «без прикрас» информации об агентстве. Потому что вы попадаете на различные, в том числе и профессиональные, «форумы отзывов об агентствах недвижимости» и просто «форумы по недвижимости». Можете попасть и на жалобную книгу – на нижегородском городском сайте, например, форум с таким названием есть, функционирует и постоянно пополняется. И вот на этих ресурсах можно прочитать действительно реальные, жизненные истории об обращениях в это агентство, а также черные списки, благодарности полностью удовлетворенных клиентов или, напротив, негодование обманутых в своих ожиданиях. Или просто обманутых.

Если вы не нашли никаких отзывов, это само по себе подозрительно – чем агентство крупнее и известнее, тем о нем больше отзывов. Ну, исключая скандальную славу – ведь агентства, как и знаменитые люди (перефразируя польского сатирика) делятся на две категории: одни из них люди не хотят забыть, другие — не могут. Если негативных отзывов больше, можно говорить о скандальной славе – такие компании нам, понятно, неинтересны.

Если отзывов вы не нашли или нашли недостаточно для того, чтобы сделать выводы – либо смотрим следующую кандидатуру, либо, если вам, например, посоветовали именно это агентство недвижимости люди, которым вы доверяете – заведите соответствующую тему на одном или нескольких тематических форумах и подождите, пока наберутся ответы. А вот когда отзывов много и они, в подавляющем своем большинстве, положительные – только тогда можно говорить о репутации. Теперь, вооружившись этой информацией, анализируйте ее и уже сопоставляйте с официальной.

 

Человеческий фактор

Далее. Допустим, реклама агентства совпадает с его реальной работой: тут реквизиты, сертификаты, квалифицированность персонала обнадеживают, там – отзывы благодушны и благоприятны; все негативные отклики (если они есть) – лишь досадные недоразумения, и проблемы решены в максимально сжатые сроки. Такое агентство вызывает обоснованное доверие.

И интуиция говорит «да». Что ж, можно уже звонить. И теперь ту самую интуицию придется задействовать на все сто – теперь вы будете общаться с тем человеком в данном агентстве, который, возможно, будет вести вашу сделку. Как он говорит, как он слушает вас, что предлагает, заставляет ли с первых слов почувствовать себя жутко некомпетентным или, наоборот, делает среду общения комфортной именно для вас – все идет в счет, составляя психологический рисунок будущего общения. Поскольку это общение чисто деловое, но вынужденно будет длиться какое-то время – вы имеете полное право обратиться к другому риэлтору, если вас что-то насторожило или что-то не нравится. Специалисты подчеркивают, что человеческий фактор – комфортно или некомфортно работать с конкретным агентом – может перевесить все остальные плюсы: и отличные отзывы, и стаж работы, и доверие руководству.

 

Если посоветовали кого-то конкретно

Отдельный случай, когда кто-то, кому вы доверяете, посоветовал конкретного риэлтора в определенном агентстве. Или положительные отзывы в интернете касались именно его – в большой степени. В этой ситуации тоже не лишним, естественно, будет узнать в Сети все по вышеприведенной схеме, но, если все совпало, то задача существенно упрощается – вы идете к конкретному человеку с уже проверенной репутацией.

Собирая информацию, обратите внимание на следующие моменты: является ли конкретный агент по недвижимости аттестованным специалистом, является ли компания, где он работает, сертифицированной, входит ли она в Гильдию риэлторов.

Кстати, чтобы помочь потребителям сделать выбор, был создан Единый реестр риэлторов РГР (http://register.nmls.ru/).

 

Определитесь, чего вы хотите

Перед тем, как делать все вышеописанное – сядьте и методично, основательно сформулируйте свои требования и пожелания на бумаге. Конечно, опытные риэлторы – хорошие психологи и обладают развитой интуицией: по движению бровей они вполне способны вычислить, что вам нужен «именно тот халатик». Но вот перламутровые пуговицы к нему могут и не учесть. Тут вам и поможет ваш конспект.

 

И напоследок

Резюмируя: при выборе агентства недвижимости или конкретного специалиста (неважно), как и везде в жизни, применимо только одно правило – обдумывать свои шаги, всю полученную информацию. Кстати, начав со сбора отзывов в Интернете, не забудьте уточнить и остальное. Относительно агентства: сколько лет оно существует на рынке, где расположено, насколько комфортен его офис, застрахована ли его профессиональная ответственность, какие специалисты в нем работают. И себя тоже не забудьте: каковы условия, на которых предоставляется риэлторская услуга, что в нее входит, по какому договору вы будете сотрудничать (специалисты настоятельно рекомендуют получить бланки чистых договоров и отнести их на экспертизу независимому юристу), как будет организован процесс взаиморасчетов и т.д. Важно все.

Кстати

Знакомая знакомых, россиянка, с детства жившая в Америке, прилетела в Россию, зашла в московское метро и... заблудилась. Потом она растерянно объясняла, что «я поняла, что у нас в Америке не надо думать, куда идти в метро – все пестрит стрелочками, которые мозг на автомате отслеживает, пока ты думаешь о чем-то своем». «Здесь, в России», - добавила она, - «человеку способность думать нужна в повседневной жизни постоянно – а у нас необходимость в ней отпадает, все максимально просто и ясно». Сомнительное, конечно, преимущество для жителей нашей страны – вернее, сомнительным путем сформированное. Но раз уж оно у нас есть, и мы привыкли находить выходы из тупиков – и в переносном, и в буквальном смысле – то просто глупо этим навыком не пользоваться. Думайте. Удачи!

Фото: nedvighymost.ru

Ольга Лус