14.01.2011

В поисках агентства

Большинство людей при выборе риэлторской компании обращают внимание лишь на стоимость ее услуг. Это, безусловно, важный фактор, однако не решающий. Есть более существенные показатели, внимательно изучив которые, удастся выбрать надежное агентство недвижимости.

Задача риэлтора, по сравнению с задачей продавца даже самого сложного и дорогого технического товара, несоизмеримо труднее: он продает не товар, а услугу. Когда-то знакомый психолог рассказал о тренинге, на котором присутствовали специалисты по продажам разных торговых компаний и риэлторских фирм. В абсолютно всех ситуациях, предложенных участникам тренинга психологами, победителями оказывались риэлторы. Даже те ситуации, в которых агенты исполняли роль провинившихся, они оборачивали себе на пользу. И всегда добивались поставленной задачи. Если люди, пришедшие на работу в агентство недвижимости, не умеют продать услугу, долго они в профессии не задерживаются. Невыгодно, знаете ли.

Именно характер «товара» делает риэлторские фирмы очень уязвимыми с точки зрения имиджа. Риэлторы любят повторять, что их главный капитал – доброе имя. Формируется оно долго и сложно, разрушается – в один момент. Любые скандалы (или даже намеки на скандалы) способны подмочить репутацию агентства. На рынке много компаний, которые имеют хорошую репутацию – и среди коллег, и среди клиентов. В любой риэлторской фирме ведется счет повторных обращений и обращений по рекомендациям. Если клиент остался доволен, он при необходимости опять обратится в понравившуюся фирму, а также посоветует ее своим знакомым и друзьям, когда они соберутся решить свои жилищные проблемы.

Сегодня в Петербурге существует более 500 агентств недвижимости, не говоря уже о тысячах частных маклеров. Раскрыв любую газету по недвижимости или зайдя на специализированный интернет-ресурс, можно увидеть множество объявлений с предложением риэлторских услуг. Наиболее простое и наименее разумное решение в данной ситуации – положиться на случай и обратиться в компанию, чье объявление больше понравилось текстом или дизайнерским решением. Ошибки в операциях с недвижимостью часто неисправимы, поэтому лучше набраться терпения и заняться систематизированным поиском.

 

Сертификаты и дипломы

Первое, на что стоит обратить внимание, – это профессионализм агентства, которое вам приглянулось. Оно может быть маленьким или крупным, действовать на рынке двадцать лет (с момента появления в России рынка недвижимости) или чуть больше трех. Однако качество и профессионализм его работы должны быть соответствующим образом подтверждены.

Как правило, передовые риэлторские компании проходят добровольную сертификацию и подтверждают соответствие качества оказываемых ими услуг по общероссийскому стандарту «Риэлторская деятельность. Услуги брокерские на рынке недвижимости» Российской Гильдии риэлторов. Если агентство недвижимости прошло сертификацию, оно однозначно имеет в штате аттестованных специалистов, страховку профессиональной ответственности, использует юридически грамотные договоры и т. д. То есть дает клиентам дополнительные гарантии безопасности и качества услуг. Поэтому риск столкнуться с непрофессионализмом или нарушением норм практики риэлторской деятельности при обращении в такое агентство минимален.

Кроме того, почти в каждом крупном городе и регионе есть свои локальные профессиональные объединения. Они как правило также проводят достаточно жесткий отбор в свои ряды и контроль над деятельностью своих членов. Три наиболее крупных и хорошо себя зарекомендовавших профессиональных объединения в Северной столице: Ассоциация риэлторов Санкт-Петербурга и Ленобласти, Гильдия риелторов Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургская палата недвижимости.

«Я всегда рекомендую обращаться в компании, аккредитованные при крупных профессиональных объединениях, – говорит Михаил Гаврилов, директор городской филиальной сети, начальник юридического отдела агентства недвижимости «Александр-Н». – При вступлении в члены ассоциации или объединения агентства проходят жесткий отбор, все члены таких объединений подчиняются общим правилам и соблюдают корпоративную этику. Кроме того, профобъединение является дополнительным контролирующим органом, куда всегда можно пожаловаться на нерадивого агента или на злоупотребление агентства».

 

Наработанный багаж

Обратите внимание также на стаж работы и квалификацию сотрудников выбранного вами агентства. От знания всех тонкостей и нюансов рынка недвижимости зависит и качество услуг. Только опытные специалисты – профессионалы с солидным стажем работы (не менее пяти-семи лет) в определенном сегменте рынка (жилая вторичная недвижимость, новостройки, коммерческая недвижимость, загородный рынок, элитная недвижимость, аренда жилья) – оказывают действительно качественные услуги. Еще один показатель профессионализма – наличие у сотрудников квалификационного аттестата «Брокер по недвижимости».

Крайне важно, как обеспечивается безопасность сделок в компании, куда вы собираетесь обратиться. В каком объеме агентство несет ответственность за работу своих сотрудников, страхует ли оно профессиональную ответственность риэлторов и на какую сумму? Какие схемы передачи денег от продавца покупателю использует? Чем подробнее вам расскажут о наработанных методах защиты клиентов, тем лучше.

Важны и другие составляющие имиджа агентства. Во-первых, какой спектр услуг оно предоставляет. Хорошо, если в одном агентстве можно решить все вопросы, связанные с недвижимостью (по продаже, поиску требуемого варианта, получению ипотечного кредита, жилой аренде или сдаче внаем), а также проблемы, касающиеся налогообложения, наследования, дарения, страхования недвижимого имущества, государственной регистрации сделок с недвижимостью и пр.

Важен и уровень организации работы в компании. Судить об этом можно по таким косвенным признакам, как наличие юриста, возможность легко дозвониться в офис компании, собственный интернет-сайт, электронная почты, удостоверения сотрудников агентства, работа офиса без выходных и перерывов и т. д.

Всегда следует посетить офис агентства. Шикарные апартаменты – не показатель надежности, важна атмосфера, царящая в фирме. Слоняющиеся без дела сотрудники, анекдоты в курилке, постоянные чаепития не внушают доверия. Прислушайтесь, как сотрудники общаются по телефону, если раздраженно, повышают голос – это признак непрофессионализма.

Кроме того, обратите внимание, где находится офис агентства, ведь вам придется туда съездить не один раз. Кстати, «место жительства» агентства важно и с другой точки зрения. «Узнайте, является ли офис фирмы ее собственностью, – советует Екатерина Кириллова, менеджер отдела аренды агентства недвижимости «Север». – Не стоит доверяться сапожнику без сапог. Фирмочки, арендующие тесные помещения на задворках небольших бизнес-центров, имеют неприятное свойство бесследно исчезать, как только запахнет жареным».

 

Для внешнего мира

Стоит обратить внимание и на объемы размещаемой агентством рекламы. Сама реклама может рассказать о компании очень много. По ее объему легко оценить, насколько активно агентство ведет себя на рынке. Для этого стоит просмотреть несколько номеров специализированной рекламной газеты или журнала. Если вы увидите, что реклама интересующей вас компании выходит нерегулярно, лучше в такое агентство не обращаться. Перерывы в публикациях рекламы говорят о нестабильном финансовом положении агентства. В свою очередь, обширная и разнообразная реклама в платных и бесплатных газетах, общественно-политических и специализированных изданиях, а также в электронных средствах массовой информации позволяет проводить эффективную рекламную кампанию объектов недвижимости.

«Помимо этого, советую при выборе агентства обязательно посетить его интернет-сайт (а уважающее себя агентство обязательно таковой имеет) и изучить историю компании, опыт работы на рынке, численный состав сотрудников. Предлагаю также при выборе агентства обязательно посетить специализированные интернет-форумы и посмотреть так называемую «Книгу жалоб». Логика здесь такая: чем меньше жалоб, тем лучше агентство, особенно, если оно давно на рынке», – считает Михаил Гаврилов.

Впрочем, в сети есть сайты, на которых бывшие клиенты агентств недвижимости и строительных компаний рассказывают о своих бедах, обманах со стороны фирм и т. п. Необходимо иметь в виду, что большая часть жалоб, размещенная на этих сайтах, попала туда от прямых конкурентов. Именно таким образом они стараются подорвать имидж уважаемых компаний.

 

Последний штрих

Если вы уже выбрали агентство и готовы заключить с ним соглашение, обратите внимание на образец договора, который вам предложит агент. Это один из последних этапов знакомства с агентством, однако по важности он – чуть ли не на первом месте. Любые ошибки или неучтенные обстоятельства при подписании договора могут обернуться потерей денег и нервов в будущем.
Если в компании вам дали типовой договор на одном листе – лучше такое агентство покинуть. Договор должен учитывать множество нюансов, зачастую юристам фирмы приходится его дополнять и перерабатывать для каждой новой сделки. Ну и уж совсем обязательная вещь: подписать этот документ от имени агентства должен либо его директор, либо менеджер, имеющий на это доверенность от руководителя компании. Затем договор должен быть скреплен печатью агентства.

Ольга Мурашко