Ипотека и кооперация

24.11.2011

Ипотека: страхование-2. Что делать, если заболел, как не путать несчастный случай с рождением ребенка, куда и кому идут деньги

Неделю назад журнал MetrInfo.Ru начал разговор о страховании при ипотечном кредитовании. В той статье мы рассмотрели регулирующие данный вопрос законы, риски, от которых защищает страховка, а также то, как надлежит выбирать страховую компанию (СК). Сегодня – продолжение темы, в которой мы разберем остальные вопросы.

Заболел – звони в банк и страховую

Частенько случается, что человек становится нарушителем не по злой воле, а из-за неосведомленности. Но поскольку незнание закона не освобождает от ответственности, лучше в такие ситуации не попадать. Поэтому (применительно к описываемой нами теме) первым вопросом будет, как надо поступать, если с плательщиком ипотечного кредита произошел страховой случай? Каков правильный алгоритм поведения?

Прежде всего, конечно, следует в очередной раз изучить имеющиеся у вас документы. «Все детали о порядке действий прописываются в трехсторонних соглашениях между банком, застрахованным (заемщиком) и страховщиком, - говорит Евгений Прокопец, директор по корпоративному страхованию ОСАО «Россия». – В них детально оговариваются возможные страховые события».

Однако, даже не видя конкретно ваш страховой договор, рискнем предположить, что мы знаем, что там написано – обязанность известить банк и СК лежит на заемщике. Логика «я болею, оставьте меня в покое!» здесь, к сожалению, не работает.

Также с почти 100-процентной вероятностью можно предположить, что просто слов о происшедшем страховом случае будет недостаточно. «Для каждой ситуации существует перечень документов, которые страхователь должен предоставить в СК для подтверждения обстоятельств, изложенных в заявлении о страховом случае», - говорит Никита Ситников, начальник отдела развития ипотечного страхования ОСАО «РЕСО-Гарантия».

Ну а если застрахованный физически не в состоянии этим заниматься? Например, умер? Или болен настолько тяжко, что прямо-таки прикован к больничной койке? В этом случае за сбор справок и беготню по офисам придется взяться другим заемщикам и созаемщикам (при их наличии), родственникам, друзьям, коллегам… В общем, «бросить» проблему в расчете на то, что она как-то «рассосется сама», - это самое худшее, что можно придумать. Разумеется, разбираться в ситуации начнет и банк – но только после того, как по платежам образуется существенная задолженность. И заемщика в этом случае ждут серьезные штрафы.

«Бывали и такие случаи: заемщик погиб в результате преступления, его тело не могли найти шесть месяцев, в течение которых СК отказывалась признавать наступление страхового случая, - вспоминает Марина Мишурис, председатель правления «Флексинвест Банк». – Банк разыскивал заемщика своими силами (полагали, что он скрывается для неуплаты кредита). При этом созаемщиков, поручителей или близких родственников у заемщика не было». Но такая ситуация – это автор уже от себя – конечно, является исключением. А правило: сообщить банку и СК все и как можно скорее.

СК не платит. Всегда ли неправильно?



В интернете можно отыскать множество историй о том, как страховые компании отказываются выплачивать страховку. С понятным возмущением люди рассказывают о том, как им было отвечено, что происшедшее с ними – вовсе и не страховой случай, что для положительного решения не хватает каких-то бумаг и т.п. Масштабы проблемы оказались такими, что появилась целая индустрия помощи людям, «бодающимся» с СК. Достаточно задать в поисковике фразу вроде «Не платит страховая» - и вы получите несколько десятков ссылок на фирмы, готовые оказать помощь в подобных разбирательствах…

Все это так, но и у СК своя правда – они говорят, что часто приходятся сталкиваться как минимум с непониманием клиентов (о том, что есть страховой случай), а то и с откровенным мошенничеством. «По договору был застрахован риск причинения ущерба здоровью в результате несчастного случая, - рассказывает Наталья Жильцова, директор по розничным продажам компании «Оранта Страхование». – Гражданин обратился с заявлением о прохождении стационарного лечения в результате воспаления легких. Он получил отказ в выплате: это событие, согласно условиям договора, не является страховым». В другом случае, продолжает Наталья Жильцова, в компанию обратилась клиентка, застраховавшая риск временной утраты трудоспособности в результате несчастного случая. Она требовала выплату страхового возмещения по факту рождения ребенка и нахождения в декретном отпуске.

Но это все ситуации, которые так или иначе можно отнести на счет непонимания клиентами нюансов. Марина Мишурис («Флексинвест Банк») приводит более красноречивую ситуацию: заемщик известил СК о наступлении страхового случая, предоставив справку из больницы о переломе ног. Но страховщики обнаружили его, преспокойно передвигающимся на собственных нижних конечностях. Естественно, после предъявления соответствующих фотографий ни о какой выплате страховки речи не шло.

«Следует помнить, что все основные моменты прописаны в правилах страхования, которые никто не читает, а зря! - отмечает Евгения Таубкина, генеральный директор Независимого бюро ипотечного кредитования (НБИК). – Был случай, когда заемщик выпал из окна, и СК отказывалась выплачивать возмещение, поскольку было подозрение, что он находился в состоянии алкогольного опьянения. Также по риску «жизнь и здоровье» возмещение не выплачивается, если страховой случай произошел в результате умышленных действий, самоубийства и т.д. Еще в нашей практике была ситуация, когда страховая не выплатила возмещение профессиональному хоккеисту в связи с его смертью во время тренировки, поскольку профессиональные спортсмены также входят в список исключений».

Мы лежим, а денежки идут…



Безусловно, отрадным для клиентов следует признать тот факт, что деньги по страховой выплате будут направлены непосредственно выгодоприобретателю, т.е. банку. Никаких действий застрахованного этот процесс не требует – он может спокойно поправлять свое здоровье. «На этапе погашения задолженности абсолютно никакого участия со стороны заемщика не требуется, - подчеркивает Арсен Широян, директор департамента ипотечного страхования ОАО СК «РОСНО». – От заемщика или его представителей требуются только документы, по предоставлению которых выплата производится непосредственно банку в сумме задолженности».

Правда, здесь имеется и еще одна тонкость – соотношение суммы страховой выплаты и задолженности заемщика банку. Чаще всего, первое больше второго – не забудем, что большинство банков настаивают на страховании с некоторым запасом, а кроме того, страховка оформляется обычно на год вперед. В течение этого срока человек вносит некоторое количество выплат, которые уменьшают «тело» кредита. В общем, чаще всего между размером страхового возмещения и суммой задолженности имеется положительная разница – так что, говорит Арсен Широян, либо заемщик, либо его наследники могут подавать письменное заявление в СК на выплату им денег.

Но разница, обращает внимание Марина Мишурис («Флексинвест Банк»), может оказаться и отрицательной, т.е. полученных от СК денежных средств может оказаться недостаточно для погашения кредита. В этом случае, предупреждает эксперт, банк, скорее всего, предъявит заемщику требование о погашении остатка задолженности, в т.ч. с возможным обращением взыскания и последующей реализацией предмета залога.

Не болейте!



Помимо «тяжелых» рисков вроде смерти или утраты трудоспособности, с человеком может приключиться и менее серьезная неприятность – просто болезнь, лишающая возможности работать на некоторое время. Что происходит в этом случае со страховыми выплатами?

Как отмечали наши консультанты, временную потерю трудоспособности страхуют далеко не все. «Это не самый дешевый риск, поскольку все мы болеем. И частота заболеваний, даже серьезных, много выше, чем частота инвалидностей и смертей, - говорит Арсен Широян («РОСНО»). – Соответственно, данный риск стоит немало. Страхуется он всегда в добровольном порядке. Есть банки, которые изначально просят включать данный риск в покрытие для своих клиентов. В массовом порядке страхуется иной риск – потеря трудоспособности в результате несчастного случая».

В целом, с временной потерей трудоспособности возможны различные варианты. Либо она отсутствует в договоре страхования полностью, либо есть – но «с франшизой». Этот термин означает, что выплаты начинаются не сразу, а, к примеру, с 31 дня вашего заболевания (так СК защищается от выплат по мелким болезням). Есть и верхний предел – как правило, 5-6 месяцев. Согласно законодательству временно нетрудоспособным человек может быть не более 125 дней, а дальше он уже может подавать на инвалидность.

…В общем, от болезней большинство страховок (особенно тех, которые человек заключает не самостоятельно, а под давлением банка) не защищают. Так что наиболее разумным нам показался совет одного из наших экспертов, порекомендовавшего заемщику просто иметь некоторую сумму денег, достаточную для выплаты 2-3 аннуитетов, – это куда надежнее, чем пытаться выцарапать деньги из СК.

Что с квартирой?



Со страховой компанией мы так или иначе разобрались, деньги банку она выплатила. Что будет происходить с квартирой – ведь по действующим законам с нее надо снимать обременение? В целом так и происходит – как напоминает Галина Костышева, начальник управления ипотечного кредитования «Абсолют Банка», согласно условиям кредитного договора после полного погашения обязательств заемщиком банк должен в срок не более одного месяца выдать оригинал закладной и письмо-согласие на снятие обременения. Банки так и поступают.

С другой стороны, следует понимать, что освободить вашу квартиру от обременения не входит, как бы это помягче, в перечень приоритетов банка. Деньги он уже получил, никаких новых дивидендов от вас не ожидается, так что процесс будет идти своим чередом, месяца 2-3. В связи с тем, что снимает обременение немощный инвалид или убитая горем вдова, никаких особых послаблений ждать не стоит.

От автора



Трудясь над данной темой, автор «Журнала о недвижимости MetrInfo.Ru» прямо-таки физически ощутил, какой он желчный и неприятный человек. Комментаторы дружно стыдили меня за скепсис по отношению к ипотечному страхованию, объясняли, что все это – в интересах самих заемщиков.

Я бы согласился, но имеющийся жизненный опыт не позволяет. Вот, скажем, я работаю, и мне за это причитается зарплата. Любимое начальство совершенно не бегает за мной с криками «А ну получай деньги!» - предполагается, что я сам, как разумный человек, позабочусь о своем доходе. Или вот московские пенсионеры имеют право на бесплатный проезд в транспорте. Так никто и не требует от них непременно ездить не за деньги – люди сами понимают свою выгоду и проходят в метро по своим социальным картам.

Если ипотечное страхование так выгодно самим заемщикам – зачем к нему так назойливо «подталкивают»? У В.И. Ленина (противоречивый был человек, но умный – не отнять) есть замечательная формулировка: «Загонять в рай дубиной». Именно это банки вкупе с СК и делают – вызывая у потребителей самые нехорошие вопросы.

Резюме журнала www.metrinfo.ru



Отечественная ипотека - совсем молодая. Если считать ее началом торжественную выдачу ипотечных сертификатов десяти первым заемщикам летом 1998 года, то ей всего 13 лет. Трудный переходный подростковый возраст. Но надо признать, что за эти 13 лет в стране стремительно сформировался ипотечный рынок. С недостатками и перекосами, но он есть. Так что не все сразу, товарищи. А нам - потребителям нужно бороться за свои права и все больше адаптировать рынок под себя. Это трудно, тяжело, но заниматься этим необходимо, иначе так и будем расплачиваться за каждый свой чих.

Фото: www.realtorviviannerutkowski.com

Владимир Абгафоров
Источник: MetrInfo.Ru